Торговая недвижимость
Специальный отчёт
Универмаги России, июнь 2024

- Концепция универмагов трансформировалась с их появления в начале XX века. В современном значении, универмаг – это крупноформатный мультибрендовый магазин, отличающийся предложением товарных категорий, широким ассортиментом брендов и единой концепцией.
- В 2023 г. был открыт рекордный объем универмагов – 75,6 тыс. кв. м (36 локаций) или 23% от общего предложения. Увеличение числа открытий универмагов связано с активным развитием российских брендов, ростом предложения доступных площадей после ухода иностранного бизнеса и повышением доверия покупателей к отечественным маркам.
- Более половины (58%) всего предложения сосредоточено в Москве. Лидерами среди регионов являются Санкт-Петербург (17%), Воронеж (5%), Екатеринбург (5%) и Новосибирск (3%).
- На долю сетевых проектов приходится 68% от общего объема площадей универмагов.
- Начиная с 2020 г. средняя арендная ставка универмагов в Москве составляет 10 000 - 20 000 руб./кв. м/год, процент с товарооборота не превышает 10%.
- Еще 20 тыс. кв. м универмагов могут открыться в России по итогам года. На конец I квартала (5,9 тыс. кв. м), темпы открытия незначительно опережают прогноз.