Районные торговые центры – это здания торгового назначения, арендопригодная площадь которых варьируется от 5 000 до 20 000 м². Как правило, они расположены в жилых районах с плотной застройкой и рассчитаны на повседневный спрос жителей ближайших домов.
Прообразы районных ТЦ появились в США еще в конце XIX — начале XX века, а массовое распространение формат получил во второй половине XX века. В 1960–70-е он пришел в Европу и Россию. Со временем такие объекты эволюционировали в компактные, пешеходно-ориентированные торговые центры с акцентом на локальное предложение товаров и услуги.
Тенденцию о сегодняшней популярности данного формата подтверждает статистика: доля районных ТЦ в новых открытиях Москвы за январь–сентябрь 2025 года достигла 71%. При этом в 2023 г. она составляла 28%, в 2024 году — 63%. Согласно анонсам девелоперов, в 2025 г. она составит 45%.
Будущее развитие формата также предполагает достаточно высокие показатели открытий: к открытию в 2025–2029 гг. в Москве анонсировано 217 тыс. кв. м новых площадей.
Общая площадь районных торговых центров составляет 1,1 млн кв. м при среднем размере объекта в 11 тыс. кв. м. Данный формат составляет 17% от общего предложения ТЦ столицы.
Структура арендаторов в московских районных торговых центрах в целом демонстрирует ориентацию на повседневные нужды жителей: лидируют предприятия общественного питания (21% по количеству, 11% по площади), бытовые услуги и сервисы (18% по количеству, 5% по площади), а также одежда, обувь и аксессуары (13% по количеству, 15% по площади). Суммарно на эти три категории приходится 52% всех операторов.
Но что отличает успешный районный ТЦ от остальных? Что становится драйвером посещаемости, в каком состоянии находятся районные торговые центры в условиях растущей конкуренции с инфраструктурным ритейлом, в каких именно объектах сохраняется более низкая доля свободных площадей? С полной аналитикой по этим вопросам можно ознакомиться в данном исследовании.