Районные ТЦ: потенциал компактных форматов
Согласно общепризнанной классификации, районный торговый центр – это здание, торговая площадь которого составляет 3 - 14 тыс. кв. м. Подобный формат становится все более популярным и востребованным, на это влияет несколько факторов:
- небольшая площадь и компактность (после тяжелого рабочего дня клиенту удобнее посетить локальный ТЦ.)
- расположение в жилых районах и комплексах (целевая аудитория таких ТЦ – люди, живущие в непосредственной близости.)
- однотипный список арендаторов (в районных комплексах реализуются товары повседневного спроса. Как правило, есть сетевой супермаркет, зоомагазин, аптека, несколько магазинов с косметикой, одеждой и обувью, салон красоты, небольшой фудкорт или несколько ресторанов и кафе. На территории могут располагаться пункты выдачи, постаматы).
Формат компактного ТЦ не про уникальные бренды, флагманские магазины, такие центры призваны удовлетворять бытовые потребности среднестатистического человека, причем все необходимое должно находиться буквально в пятнадцати минутах ходьбы.
У районных комплексов наблюдается колоссальный потенциал в развитии, это обусловлено несколькими причинами. Они показывают устойчивость и стабильность в сегодняшней ситуации, когда отмечается значительное падение трафика.
Уменьшению потока клиентов способствуют несколько факторов, которые практически не влияют на районные ТЦ:
- возрастающая популярность интернет-магазинов (небольшие комплексы размещают на своей территории пункты выдачи, тем самым, привлекая клиентов);
- уход многих международных брендов (как правило, такие бренды выбирали крупные ТЦ, в локальных комплексах они были представлены с меньшей долей, поэтому их легко заменили);
- ковидные ограничения (одной из самых значительных проблем, с которой столкнулись все торговые центры, безусловно, считается пандемия, в это непростое время районные комплексы не были закрыты, так как в аптеках, супермаркетах находились товары первой необходимости, а точки общественного питания работали навынос).
Эпоха огромных моллов: востребованные и устойчивые
Хотя инвесторы сейчас отдают предпочтение компактным ТЦ, но крупные моллы еще остаются востребованными. Эпоха строительства огромных моллов началась примерно в 2010 г, за 10-15 лет в Москве их построили в большом количестве, и они до сих пор остаются ключевым направлением в розничной торговле. Эти объекты отличаются большой площадью, необычными дизайнерскими решениями.
Главной причиной популярности и востребованности моллов считаются универсальность и многофункциональность: здесь собраны различные магазины масс-маркета и премиум-сегмента, находятся развлекательные зоны, кинотеатры, детские площадки, спортивные объекты, располагаются множество точек общественного питания, включая фудкорт.
Формат крупных торговых центров не утратил своей статусности и престижа, для многих компаний открытие бизнеса в таком комплексе – оптимальное решение, так как это позволяет привлечь высокий поток клиентов.
Большие комплексы испытывают сейчас некоторые сложности, связанные с уходом зарубежных брендов, но их стараются модернизировать, а ушедшие компании заменить на те, которые доступны, поэтому благодаря своей универсальности, высокому спросу на товары и услуги, крупные моллы остаются устойчивой формой розничной торговли.
Торговые центры
Преимущества и особенности районных торговых центров
Сейчас наблюдается тенденция к строительству и развитию районных торговых центров, так внутриквартальные торговые проекты обладают рядом преимуществ:
-
Постоянный поток клиентов. Он объясняется близостью к жилому сектору и расположением в ТЦ товаров и услуг первой необходимости. Основная аудитория – жители близлежащих домов.
-
Универсальность. Посетитель может прийти в продуктовый супермаркет и вспомнить, что ему нужно купить лекарства. а после аптеки захочет зайти на фудкорт, так формируется маршрут от одного арендатора к другому.
-
Удовлетворение базовых потребностей населения. У клиента порой совершенно нет времени и желания ехать за покупками в крупный ТЦ, поэтому ему предпочтительнее формат быстрых покупок в привычном для него месте.
-
Выгодные условия аренды и оптимальные арендные ставки. Небольшая площадь, локация, близкая к спальному району, обусловливает более низкую арендную плату, что позволяет снизить затраты.
-
Индивидуальный подход. Районные торговые центры придерживаются политики индивидуального сотрудничества. Так, в каких-то сложных финансовых ситуациях руководство ТЦ может пойти на встречу арендатору. Часто организуются сезонные акции, предлагаются выгодные условия для рекламы.
-
Динамичный формат. Небольшая площадь комплекса позволяет в короткие сроки обновить пространство отдельного торгового помещения или всего здания, в целом, например, можно расширить фудкорт в ответ на тенденцию к увеличению гастропространства. Таким образом, маленькие ТЦ отлично реагируют на внешние изменения и тенденции, что позволяет им оставаться востребованными и интересными для посетителей.
Отличия районных ТЦ и крупных моллов
Торговая недвижимость в Москве условно поделена на 2 части: крупные моллы и районные объекты. Каждый из них обладает своими особенностями и преимуществами.
-
масштаб (в моллах – это сотни арендаторов, в небольших центрах они исчисляется десятками);
-
концепция (небольшие ТЦ стараются ориентироваться на потребности посетителей, тогда как крупные центры не могут себе этого позволить, их аудитория непостоянна, что не позволяет подстроиться под интересы клиентов);
-
месторасположение (крупные ТРЦ из-за большой площади обычно расположены не в жилых районах, и, как правило, туда сложно и неудобно добираться, у небольших комплексов такой проблемы нет, так как сам формат предполагает размещение вблизи жилых комплексов);
-
время посещения (у районных ТЦ поток клиентов распределяется равномерно в течение всего дня, у больших ТРЦ – есть пик посещения, обычно это вечерние часы и выходные дни);
-
якорные арендаторы (в больших ТРЦ крупными якорными арендаторами выступают кинотеатры и крупные бренды в сфере строительства. С уходом многих компаний из России, например, такого гиганта, как “IKEA” и отсутствия зарубежного кино, моллы испытывают большие трудности. В районных объектах тоже есть небольшая доля якорных арендаторов, но они представлены сетевыми супермаркетами);
-
наполнение (в моллах большой процент площадей занимает fashion-сегмент, в отличие от небольших комплексов, в которых предпочтение отдается сфере услуг, продуктовому ритейлу и объектам общественного питания).
Независимо от того, какой формат вы выберете, компания CORE.XP станет надежным партнером при поиске торгового помещения. У нас большой опыт и хорошая репутация в сфере коммерческой недвижимости.
Специалисты компании будут сопровождать вас на всех этапах сделки: от этапа поиска торговой недвижимости до момента оформления сделки, таким образом, предоставляя услугу «под ключ».